Размер шрифта: Фон:

УДК 791.4
ББК 85.37
DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.1-10-40

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ШЕМЯКИН
Всероссийский государственный институт
кинематографии имени С.А. Герасимова, Россия
ORCID: 0000-0002-5321-7399
shemyakins@yandex

«По мере того, как советский кинематограф на наших
глазах становится историей — и историей отдаленной!
— я все более воспринимаю его как загадку,
которую пытаюсь разгадать: что это было?»

 

О МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ НАУКИ КИНОВЕДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблемам методологии современного кинематографа и киноведения, проблемам, которые в отсутствии у нас методологических школ и книг находятся в трудных условиях, поскольку отсутствие это сказалось на том, что искусство собственно тоталитарных эпох оказалось глубоко идеологизированным. Долгое время отечественная гуманитарная наука была отягощена пропагандой марксизма-ленинизма, которая в действительности оказалась мифологией, характеризовавшей эпоху «сталинского классицизма» [определение Андрея Синявского]. На языке этой мифологии воспроизводились исторические и современные события. В такой трактовке сущности кинематографа, как и других видов искусства, идеология с позиций целесообразности заменила логику киноведения. В связи с этим анализ мог быть только пралогическим, дорефлексивным, так как собственно рефлексия еще проявлена не была.
Раскрывая крупномасштабную картину состояния современного искусства кино и кинокритики, автор показывает своеобразное прорастание киноведческого знания и необходимые предпосылки для создания науки об искусстве большого экрана.

Ключевые слова: методология, киноведение, проблема, гуманитарная наука, рефлексия, киновед, критик, современный, фильм, книга, мифология, идеология.

Используя материалы сайта, Вы подтверждаете, что Вам исполнилось 18 лет.

Да Нет