Размер шрифта: Фон:

Строева Олеся Витальевна

 

ОБРАЗОВАНИЕ
2020: диплом о дополнительном образовании по искусствоведению, Санкт-Петербургский Университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
2011: звание доцента по кафедре культуры, Институт кино и телевидения (ГИТР)
2009: диплом о втором высшем образовании, по специальности — режиссер ТВ программ, ГИТР
2004: диплом кандидата философских наук по специальности эстетика
2001, 2002: дипломы о дополнительном высшем образовании: культурология, философия
1998: курс французской филологии, Сорбонна, Париж, сертификат
1996 – 1998: курс французского языка, Пермский Педагогический Университет, сертификат.
1993 – 1998: английская и немецкая филология, Пермский Педагогический Университет; диплом о высшем образовании

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
2020 – н.в.: заведующая кафедрой теории и истории культуры Института кино и телевидения (ГИТР)
2010 – н.в.: профессор кафедры теории и истории культуры Института кино и телевидения (ГИТР)
2009 – н.в.: член Творческого союза художников России (ТСХ), секция графики
2008 – 2010: ученый секретарь, ГИТР
2006 – 2008: и.о. декана факультета режиссуры, ГИТР
2005 – 2006: доцент кафедры культурологии, Пермский государственный институт культуры
1999 – 2006: доцент кафедры английского языка, Пермский государственный университет
2004 – 2006: руководитель арт-клуба «Мыр», Пермская государственная художественная галерея
2000 – 2006: заместитель председателя Общественного Фонда «Истоки», автор и руководитель молодежного арт-проекта «Мыр»

Опыт работы в ТВ и кинопроектах: художник документальных циклов «Проклятие дома Романовых», «Тайны третьего рейха» (ТВЦ), короткометражного художественного фильма «Про любовь», телевизионных фильмов компании «Новое решение-МЕДИА». Участие в качестве приглашенного эксперта-культуролога в документальном проекте РЕН ТВ «Загадки человечества» (11 выпусков 2020-21 гг.), эксперта-культуролога в проекте «Отмена культуры» на RuTube (2 выпуска 2022 г.), в качестве лектора на радио «Маяк» в программе «Кафедра» с Игорем Ружейниковым (2019 г.).

НАГРАДЫ
Лауреат фестиваля Duende Sessions за фильм “Bloody Tyrant Time”, Барселона, Испания, 2022 г.; лауреат фестиваля “New-York Internet Short Film Festival” за фильм «Кофе по-итальянски» (включен в каталог ArtDocMedia, Россия), 2019 г.; фильмы и видеоарт включены в электронный каталог Каннского фестиваля арт-фильмов AVIFF, Франция, 2017 г.; диплом «Серебряная медаль за вклад в гражданские дела» от муниципалитета г. Монополи (Бари), Италия по результатам персональной выставки “Arte senza confini” 2016 г.; лауреат фестиваля “New-York Internet Short Film Festival”, в номинации видео-арт, 2014-2015 гг.; финалист международного конкурса изобразительного искусства ArtPreview, выставка в галерее «Кино», галерее «Зураба Церетели», г. Москва, 2010, 2011.; победитель Европейского арт-конкурса Eutopia, Люксембург, 2010; лауреат премии конкурса молодых ученых ПГУ на лучшую научно-исследовательскую работу, 2005.

АРТ-ВЫСТАВКИ
Март 2018: выставка «Современный авангард», Московский дом художника, г. Москва
Июль 2016: персональная выставка “Arte senza confini”, замок Карла V, Италия, г. Монополи.
Май 2015: выставка Творческого Союза Художников «Искусство сегодня», г. Москва.
Июнь 2013-2016: выставки L’Agenzia di Arte, Португалия.
Март 2013: Galería Crisolart, L’Agenzia di Arte, г. Барселона, Испания.
Ноябрь 2012: выставка Московских художников, галерея A3, г. Москва.
Март 2012: галерея Moscow City, российско-австралийский проект «Time&Memory».
Декабрь 2011: галерея Black Dog, Красные Холмы, российско-австралийский проект «Time&Memory», персональная выставка с Евгенией Мень
Ноябрь 2011: галерея искусств Зураба Церетели, выставка финалистов ArtPreview 2011.
Июль-август 2011: ЦДХ, галерея «Les Oreades», выставка «ArtPreview – Les Oreades, лето 2011»
Ноябрь 2010: выставка в галерее «Кино», г. Москва
Октябрь 2010: выставка «Музыка и театр» в ресторане «Горки», г. Москва
Июль 2010: выставка победителей конкурса Eutopia, Люксембург
Май 2010: выставка ТСХ «Искусство сегодня», г. Москва
2006: арт-проект «Семь долин», музей Н. Островского, г. Москва
2000 – 2005: живопись и видео-арт были представлены на выставках в центральном выставочном зале г. Перми и Пермской художественной галерее

Научные статьи в журналах, индексируемых Web of Science:
1. Судьба антиутопий и неолиберальные ценности в современной сериальной продукции // Наука телевидения. № 16.4., 2020. С. 11-29.
2. Неомифологизм и концептуализм в визуальной культуре: от модернизма до метамодернизма // Наука телевидения. № 16.1., 2020. С. 11-32.
3. Тенденции развития визуальных искусств под влиянием новых экранных технологий (в соавторстве с Арониным С. В.) // Наука телевидения. № 15.1, 2019. С. 173-196.
4. Феноменология тела в контексте постгуманизма (на примере популярных сериалов жанра киберпанк) // Наука телевидения. № 14.1, 2018. С. 41–56.
В журналах, рецензируемых ВАК:
5. Деконструкция клише, психоанализ и нуар в современных фантазийных и исторических сериалах // Художественная культура. № 2, 2020. С. 288-314.
6. Архетип героя в контексте неомифологизма современной экранной культуры // Вестник ВГИК. № 2 (40), 2019. С. 88-97.
7. Неомифологизм в изобразительном искусстве ХХ века // Дом Бурганова. № 1, 2019. С. 16-28.
8. Неомифологические черты в современном визуальном искусстве // Культура и искусство. № 2, 2019. С.7-13.
9. Музыкальная структура абстрактной живописи (феноменологический анализ) // Музыка и время. № 3, 2019. С. 3-7.
10. Проблемы диалектики тела и сознания в новейших научно-фантастических сериалах // Вестник ВГИК, № 2 (36), 2018. С. 86–94.
11. Гиперреалистическое тело в современной культуре // Обсерватория культуры. Т. 15, № 2, 2018. С. 154–160.
12. Эволюция образа Нарцисса от архаики до эпохи «селфи» // Культура и цивилизация. № 4, 2017. С. 724–734.
13. Паблик-арт и витруальный тип восприятия публичного пространства // Культура и искусство. № 4, 2017. С. 41–46.
14. Эпоха размножения персонального экрана: изменение восприятия пространства и времени // Обсерватория культуры. № 4. Т 14, 2017. С. 396-404.
15. Аттракцион гиперреализма как порождение медиакультуры // Вестник САФУ. № 2, 2016. С. 96–103.
16. Пиктография в эпоху медиакультуры: разрушение Логоса // Вестник МГОУ. № 1, 2016. С. 78–85.
17. Категория мимесиса в эпоху экранной культуры // Вестник МГОУ. № 4, 2015. С. 57–64.
18. Влияние медиакультуры на современное искусство // Вестник ВГИК. № 1 (23), 2015. С. 82–91.
19.Трансгрессия как профанация в современном искусстве // Обсерватория культуры № 1, 2015 С. 18–24.
20. Постфигуративность и постнефигуративность в современном искусстве // Дом Бурганова. № 4, 2013. С. 11–20.
21. Постфигуративность Ольги Тобрелутс: новый тип чувственности // Обсерватория культуры. № 3, 2013. С. 60–65.
22. Фрактальные аттракционы постфигуративности и экзистенциалы анти-искусства // Обсерватория культуры. № 1, 2013. С. 30-35.
23. Декодирование нефигуративности и современных арт-практик // Вопросы культурологии. № 6, 2007. С. 8-13.
Монографии:
24. Искусство и философия: удивительные параллели, необычные интерпретации. СПб.: Издательство «Страта», 2017, 2019. 262 с.
25. Метафизика постсовременного произведения искусства: от онтологической пустоты до феноменологической симуляции. М.: ГИТР, 2013. 192 с.
26. Ars Longa. Лекции по истории изобразительного искусства. М., ГИТР, 2011. 144 с.
27. Вопросы по истории изобразительного искусства / Коллективная монография «Страницы мировой культуры». М.: ГИТР, 2012. 230 с.
28. Дазайнеры. Философское фэнтези. СПб.: Издательство «Страта», 2020. 182 с.
Публикации в научных журналах:
29. Неомифологизм современной визуальной культуры // Культурное наследие от прошлого к будущему. СПб., 2021. С. 166.
30. Город как виртуальное пространство // География искусства: инсайд-аут, 2018. С. 246–252.
31. Новый тип мимесиса в эпоху экранной культуры? // Наука телевидения. № 12.2, 2016. С. 73–85.
32. Модели производства современной культуры: бриколаж и деконструкция. Наскальная живопись мегаполисов // Философия и общество. № 2 (74), 2014. С. 135–141.
33. Ван Гог и феномен размножения образов в современной культуре // Наука телевидения. № 11, 2014. С. 157–164.
34. Знаковая перспектива как отражение экранной культуры // Наука телевидения. № 10, 2013. С. 140–147.
35. Игры в реальность. Игры со смертью // Наука телевидения. № 9, 2012. С. 135–140.
36. Метафизика цифрового произведения искусства // Наука телевидения. № 8, 2011. С. 105–108.
37. Метафизика «Тайной вечери»: от фрески Леонардо до цифровых проектов К. Худякова // Вестник Российского философского общества, ИФ РАН. №2 (58), 2011. С. 107–110.
38. Philosophy of the XX century: dialogue of cultures (в соавторстве с Гудратом Сейфи) // Тезисы к Афинскому форуму, 2010. С. 153-158.
39. Символическая структура абстрактной живописи // Ученые записки гуманитарного факультета. ПГТУ, 2004. С. 101-109.
40. Повествование бытия в абстрактном произведении искусства // В круге культуры. Пермь, 2003. С. 94-99.
41. Феноменология музыкальности абстрактной живописи // Ведомости департамента образования. № 3, 4. Пермь, 2003. С. 89-93.
42. Интерсубъективность в абстрактной живописи // Гумбольдтовские чтения. Материалы I международной конференции. СПб, 2003. С. 116-120.
43. Философская практика на языке художественных образов // Рациональность и вымысел. СПб., 2003. С. 144-145.
44. Абстрактная живопись как саморефлексия и способ вхождения в феноменологическую установку // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе. Том II. Пермь, 2003. С. 103-104.
45. Трансформация личности как условие восприятия абстрактного произведения искусства // Образование в культуре и культура образования. Часть I. Пермь, 2003. С. 262-263.
46. Абстракционизм – символ, миф, схема // Массовая культура как феномен ХХ века. Пермь, 2001. С. 136-137.
47. Абстракционизм как герменевтическая проблема // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе. Том I. Пермь, 2000. С. 141-142.

Методические разработки

1. Методические рекомендации по реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» (в соавторстве) // Роскультпроект. – 2019 – 123 с.
2. Разработаны учебные программы по дисциплинам «Философия», «История изобразительного искусства», «Эстетика» для бакалавров, «История культуры» для магистров, «Теория и история культуры» для аспирантов, «Мировая художественная культура» для ДПО, реализуемые в учебном процессе Института кино и телевидения (ГИТР).

Мастер-классы и участие в конференциях

В 2022 г. провела цикл лекций “Basics of Dramaturgy” в британской киношколе “Catalyst Berlin”, г. Берлин. В 2015-2016 гг. выступала с циклом публичных лекций в культурном центре «Пунктум», г. Москва. В 2006 г. провела курс лекций и мастерских по истории искусства в Исландии, г. Рейкъявик. Выступала с докладами на международных научных и научно-практических конференциях в Лукке (Италия), Санкт-Петербурге, Москве, Перми и др.