Размер шрифта: Фон:

УДК 791.4 + 008
ББК 85.373(0) + 71.04
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.2-171-213

БЕЛЛА АХМЕДОВНА БУЛГАРОВА
Российский университет дружбы народов,
Москва, Россия
ResearcherID: G-3631-2016
ORCID: 0000-0001-6005-2505
e-mail: bulgarova-ba@rudn.ru

АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ОВЧАРЕНКО
Российский университет дружбы народов,
Москва, Россия
ResearcherID: Z-3696-2019/
ORCID: 0000-0002-8544-5812
е-mail: ovcharenko_ayu@pfur.ru

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ БАРАБАШ
Российский университет дружбы народов,
Москва, Россия
ResearcherID: P-6349-2017
ORCID: 0000-0002-8909-2145
e-mail: barabash-vv@rudn.ru

ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ВОРОПАЕВА
Российский университет дружбы народов,
Москва, Россия
ResearcherID: AAN-5202-2020
ORCID: 0000-0002-5425-3359
e-mail: voropaeva_yua@pfur.ru

«КАЖДОМУ ПОКОЛЕНИЮ — СВОЙ ШЕРЛОК»: ОБРАЗ ГЕРОЯ В ЭКРАНИЗАЦИЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. КОНАН ДОЙЛА О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме воплощения образа главного героя в современном кинематографе в наиболее поздних экранизациях произведений А. Конан Дойла. Актуальность данной научной проблемы обусловлена тем, что специфика репрезентации героя в современном кинематографе отражает состояние самого общества, его социальные проблемы, фобии и неврозы. Кинематограф, как ни один другой вид современного искусства, имеет огромные возможности для воплощения любого персонажа в трехмерной реальности, что налагает определенную социальную ответственность за создание образа главных героев. Обращение к архетипическим образам мировой литературы предполагает не только открытость импровизаций, но и сохранение социальной функции героя. В статье анализируется репрезентация одного из таких архетипических образов мирового значения — Шерлока Холмса. Методология исследования основана на системном подходе и общенаучных методах, а также включает специальные методы: контент-анализ научной литературы по теме исследования; метод социологического опроса (анкетирование), метод статистического анализа.
В качестве материалов эмпирического исследования, результаты которого приведены в настоящей статье, использованы три экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе, созданные в 2000-х годах в Великобритании, России и США. В исследовании приняли участие 150 респондентов, ответы которых были переведены из качественного в количественный формат для анализа специфики репрезентации героя (протагониста). Авторы статьи пришли к следующим выводам: в современных экранизациях герой представлен не как гений научного метода мышления, а как социопат, который не в состоянии взаимодействовать с обществом без посредника (персонажа-спутника). Более того, в современных экранизациях нарушается сам архетипический образ благодаря импровизациям со статическими характеристиками героя, что вызывает негативное восприятие такого героя зрителями. Сами по себе усиление социопатических черт характера героя, смещение акцента с идеи высшей справедливости, от вечных ценностей к частным мотивам, приводят к определенному упрощению героя, а также служат индикатором состояния самого общества. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в данной статье предложены авторские критерии анализа репрезентации героя. Практическая значимость статьи заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейших работ по выявлению влияния воплощения героев на формирование ценностных ориентаций современного общества.
Ключевые слова: кинематограф, герой, персонаж, импровизация, статические характеристики героя, динамические характеристики героя, социальная функция, архетипический образ, способы репрезентации