Размер шрифта: Фон:

УДК 791.4 + 004.8
ББК 85.373(3) + 32.813
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.2-35-58

ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ ГУРОВ
Институт отраслевого менеджмента РАНХИГС,
Москва, Россия
ResearcherID: AAS-9705-2021
ORCID: 0000-0002-8425-1338
e-mail: gurov-on@ranepa.ru

ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОЛОГИИ: КТО КОМУ ПАРАЗИТ? ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СЕРИАЛОВ И КИНОФИЛЬМОВ

Аннотация. Развитие и распространение цифровых технологий во всех сферах общественной жизни дает импульс формированию новой цивилизационной парадигмы. Под воздействием цифровых технологий изменяется сама логика экономических, социальных и культурных процессов. Основные категории культуры претерпевают трансформацию в результате стремительной перестройки всего жизненного уклада. Технологическая составляющая в некоторых обществах уже начинает корректировать ценности цивилизации. Разнообразные продукты цифровых технологий приобретают субъектные характеристики, оказывая воздействие в том числе и на некоторые категории культуры, которые преодолевают собственные «естественные» (в значении находящихся в рамках традиционных представлений о человеческой природе) границы и охватывают все пространство техносферы. Проблема коммуникации и кооперации, соперничества и конкуренции между человеком и искусственными субъектами различного вида, будь то андроиды или операционные системы, переходит из сферы научно-фантастических предсказаний в социальную и культурологическую области, соответственно, становясь предметом правового регулирования. Таким образом, человеческая природа меняется — человек интегрирует технологии в способы коммуникации, в проживание собственной телесности, сам превращаясь из homo sapiens в инфорга и киборга. При этом социально-культурное пространство ускоренно разворачивается преимущественно в двух направлениях, во-первых, расширяясь в виртуальную, цифровую область, и, во-вторых, интегрируя искусственных субъектов в человеческую культуру. Такая конвергенция провоцирует тектонические изменения в обществе даже без учета перспектив буквального, физического расширения горизонтов, которые вскоре должны открыться человечеству в связи с новым витком глобальных планов освоения космических пространств. Однако многоуровневое развертывание Ойкумены пока не способствует эффективному решению глобальных проблем, которые множатся, приобретают все больший масштаб и накладываются друга на друга, ставя перед человечеством вызовы, цена которых выживание цивилизации и самого человека. Не лежит ли в ее основе паразитарная сущность, разрушительная для всего окружающего? Сможет ли человек сохранить в себе лучшее, избавившись от собственного деструктивного начала благодаря новым возможностям? Или разрушительный заряд силен настолько, что кумулятивный эффект, усиленный технологиями, уничтожит человека и его мечты? Этот комплекс проблем занимает сегодня политиков и ученых, художников, писателей и кинематографистов. В статье анализируются идеи мыслителей, подкрепленные примерами из современных кинофильмов и сериалов о сценариях будущего человека с учетом его столь неоднозначной природы.
Ключевые слова: мета-паразит, доверие, COVID-19, коронавирус, Дон Делилло, Ридли Скотт, Дэвид Кроненберг, техногенная цивилизация, научная фантастика, кинематограф, Чужой, андроид