Размер шрифта: Фон:

УДК 78.07 + 791.3
ББК 85.317 + 85.373(2)
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.2-121-147

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА НАУМЕНКО
Российская академия музыки имени Гнесиных
Москва, Россия
ResearcherID: N-7682-2017
ORCID: 0000-0002-0286-2339
e-mail: t.naumenko@gnesin-academy.ru

АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МОЛОЗЯ
Российская академия музыки имени Гнесиных
Москва, Россия
ResearcherID: AAQ-9809-2021
ORCID: 0000-0003-0952-3150
e-mail: a.molozya@gnesin-academy.ru

«БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА»: МУЗЫКА ЭДИСОНА ДЕНИСОВА В ДИСКУРСАХ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ИСТОРИИ

Аннотация. Статья посвящена телевизионному фильму «Безымянная звезда» (1978, режиссер М.М. Козаков, композитор Э.В. Денисов) как одному из немногих примеров экранного искусства, где музыка не просто поддерживает повествование, но выходит на первый план киноленты, становясь одним из её персонажей. Поэтому естественно, что фильм М. Козакова – Э. Денисова в данной статье рассмотрен сквозь призму его музыкальной концепции. В фокусе внимания оказываются некоторые индивидуальноавторские особенности, характеризующие киномузыку Денисова. В числе главных — принципиальная установка композитора на интеграцию музыки в единый текст кинопроизведения, непосредственным образом влияющая на его образно-стилевые характеристики и поэтику в целом. В этом русле анализируются различные интерпретации сюжета (точнее, основных его линий — встречи главных героев, открытия новой звезды и т.д.), имеющие существенные расхождения в текстах разных авторов и непосредственных участников съемочного процесса; главные смысловые точки, подчеркнутые в фильме ключевыми словами («вокзал», «дизель-электропоезд» и т.п.); наконец, звуковой и музыкальный дизайн картины, создающий единую линию повествования. Обнаруживается особая роль звуковых деталей (шум поезда, вокзальный колокол и т.д.), сопровождающих повествование и придающих ему особую тщательность и достоверность. Отмечается, что драматургическим центром фильма становится импровизированное исполнение Симфонии, сочиненной одним из главных персонажей — учителем музыки Удрей. Значимость этого произведения в контексте повествования чрезвычайно велика: с Симфонией связаны решающие повороты сюжета, в ней соединяются интонации и лейтмотивы, определяющие общий эмоциональный тон картины. Эдисону Денисову удается в точности воспроизвести замысел Удри, создав детализированный интонационно-тематический профиль Симфонии, чему способствовала и искусная темброво-ритмическая дифференциация. Кроме того, он выстраивает музыкальную драматургию таким образом, что в момент звучания Симфонии актуализируются смысловые доминанты фильма, воплощенные в системе его главных звукообразов (тема Города, тема Моны и др.). В определенном смысле можно утверждать, что в этом фильме музыка становится чем-то бо́льшим, чем саундтрек в привычном понимании этого слова: она является неотъемлемой частью сюжета, проникает в реплики героев (повторяющееся упоминание английского рожка или рассказа о строении Симфонии). Во многом благодаря музыке, вносящей в действие фильма новые подтексты, романтическая комедия предстает как сложное неодноплановое произведение, обнаруживая непривычную грань творческого дарования одного из самых убежденных композиторов-авангардистов XX века.
Ключевые слова: композитор, саундтрек, анализ сюжета, драматургия, словоцентричность, звукообраз