Размер шрифта: Фон:

УДК 78.07
ББК 85.313(3)
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.1-173-213

МЕЛИССА-ЛИЛИ АРЕНДТ
Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера,
Галле, Федеративная Республика Германия
ResearcherID: AAV-7230-2020
ORCID: 0000-0003-0792-2780
e-mail: melissaliliarendt@gmx.de

НАТАЛИЯ НОВАК
Дортмундский технический университет
Дортмунд, Федеративная Республика Германия
ResearcherID: AAV-4888-2020
ORCID: 0000-0002-2442-6167
e-mail: natalia.nowack@web.de

ВИРТУАЛЬНЫЙ АРТИСТ. VOCALOID И ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ЕГО ВОСПРИЯТИЮ

Аннотация. Уже свыше десяти лет в Японии пользуется большой популярностью компьютерная программа Vocaloid («Вокалоид»), синтезирующая певческий голос. Критики спорят о том, можно ли называть Vocaloid новым музыкальным инструментом и считать его создание началом новой эры в (японской) поп–музыке. Уникальной особенностью вокалоида является его Alter Ego, его визуальный образ: синтезируемые голоса получают не только имена, но и внешность в стиле персонажей аниме и манга, наподобие Сейлор Мун (Sailor Moon) или Неуловимой воровки Жанны (Kamikaze Kaito Jeanne), и, таким образом, одушевляются. Именно благодаря аватарам программа Vocaloid распространилась по всему миру через интернет. Самую популярную человекоподобную исполнительницу, девушку с длинными бирюзовыми волосами, собранными в два хвоста, зовут Мику Хацунэ (Hatsune Miku). Некоронованная принцесса видеохостинга Nico Nico Douga — японского аналога YouTube, Мику открыла путь, по которому последовали другие вокалоиды, например, Мегурине Лука (Luka Megurine), Рин и Лен Кагамине (Rin and Len Kagamine). Близость к искусствам экрана обеспечивается самим бытованием новой разновидности творчества в сфере цифровых медиа. В Европе новый феномен известен пока относительно мало. Тем интереснее показался вопрос о принципах его бытования. Кроме того, не стоит упускать возможности отследить его восприятии в кругах, в фэндом еще не втянутых. Как реагирует слушатель не из Японии на музыкальное выступление, сгенерированное компьютерной программой? Одним из первых на эти вопросы отвечает исследование, проведенное университетом имени Мартина Лютера в Галле (Halle), Германия. Хотя европейцы не проявляют к искусственному интеллекту такого сильного интереса, как японцы, испытуемые продемонстрировали выраженную симпатию к программе, имитирующей пение. Статья состоит из четырех частей. После рассмотрения некоторых особенностей феномена с социологической точки зрения (1) следует описание ряда его признаков на основе специально предпринятой классификации (2). Затем описывается процедура экспериментального исследования (3). В заключительной части статьи обобщаются выводы и обозначаются перспективы на будущее (4). Авторы рассматривают данную работу как первую ступень в ряду исследований, призванных пролить свет на загадку успеха нового явления.
Ключевые слова: вокалоид, синтезатор, Хацунэ Мику, популярная музыка Японии, виртуальный кумир, аватар, восприятие музыки