Размер шрифта: Фон:

УДК 791.4 + 008
ББК 85.373(3) + 71.4
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.4-155-178

ЕЛКА ЧЕРНОКОЖЕВА
Европейская ассоциация исследователей культуры
(ERICarts Network)
Кёльн, Германия
ORCID: 0000-0002-5589-3841
e-mail: elkahome@gmx.net

 

«ВАВИЛОН–БЕРЛИН»: СЕРИАЛЫ — ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ — ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация. Статья посвящена изменениям и актуальным тенденциям в просмотре фильмов, в частности, в просмотре фильмов и сериалов о повседневной жизни. Современная ситуация характеризуется тем, что все больше фильмов просматривается на компьютерах, ноутбуках, планшетах, смартфонах и всевозможных цифровых устройствах. Особый интерес у массового зрителя вызывают киносериалы. С распространением стриминговых сервисов и возможностью просмотра фильмов в режиме онлайн, т.е. в любом месте и в любое время, потребление киносериалов постоянно растет. В связи с этим феноменом уже возникли новые термины, такие как Binge-Watching (буквально «запойный просмотр»), Binge-Viewing (буквально «запойное видео») (по-немецки — Komaglotzen или Serienmarathon), обозначающие сериальную зависимость, т.е. просмотр нескольких эпизодов или даже целого сезона телесериала подряд.
В этом контексте ставится вопрос о влиянии сериалов на повседневную жизнь сегодняшнего зрителя.
Статья основана на исследовании, проведенном в форме социологического опроса. При анализе эмпирических данных сформулированы и вынесены на обсуждение три тезиса:
• просмотр сериалов в Интернете или на цифровых носителях является сегодня неотъемлемой частью повседневной жизни молодых людей;
• просмотр сериалов онлайн — это стратегия переживания жизни;
• просмотр сериалов тесно связан с повышением значимости частной жизни. С одной стороны, он способствует расширению личной свободы и независимости, с другой — ведет к новым ограничениям, ослабляет способность действовать.
Текст завершается изложением авторской точки зрения на интерсубъективные исследования культуры в отношении цифровой революции. Автор выражает убеждение в насущной необходимости переосмысления узких границ нынешней модели современного общества и разработке реалистичной картины будущего, в основе которой лежат не технологии, а человек.

Ключевые слова: киносериалы, производство фильмов в Германии, эмпирические культурные исследования, показ фильмов, Binge-Watching, повседневная жизнь, культура повседневности, частная жизнь, молодежная культура, сериал, взаимоотношения, интерсубъективность