Размер шрифта: Фон:

УДК 008 + 070
ББК 71.05 + 76.0
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.3-147-168

СТАНИСЛАВ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ МИЛОВИДОВ
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Москва, Россия
ORCID:0000-0003-1406-5406
e-mail: staine@mail.ru

 

МЕТОД ПРОЦЕДУРНОЙ РИТОРИКИ ДЛЯ АНАЛИЗА ТРАНСМЕДИЙНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация. В статье анализируется методология процедурной риторики (И. Богост) применительно к трансмедийным произведениям, которая позволяет выявить их специфические сетевые характеристики. С развитием цифровых технологий происходит изменение восприятия трансмедийного произведения от рецепции нарратива к взаимодействию с пространством. В связи с этим возникает проблема, связанная с восприятием и анализом подобных практик, обладающих пространственными характеристиками, так как традиционный лингвистический подход оказывается ограничено применимым и не позволяет исследовать подобные объекты во всей их полноте. Для изучения пространства, конструируемого в практиках пользователей, в рамках процедурной риторики предлагается исследование единичных операций (действий участника трансмедийного проекта) и картографирование получившихся в результате операционных цепочек. Таким образом, формируется большой массив данных, объединяющих все элементы трансмедийного произведения в единое пространство, независимо от медиа формата и медиа платформы, на которых они представлены. В результате обнаруживается, что в такого рода практиках роль нечеловеческих акторов (вымышленных персонажей, интерактивных артефактов или сгенерированных компьютером объектов) оказывается также важна, как и пользователей, которые получают новую информацию о вымышленном мире, частично создавая ее. Пространство трансмедийного произведения можно представить, с одной стороны, как интерфейс взаимодействия между различными его частями, а с другой — как «актор-сеть» (Б. Латур), в которой актуализируется коммуникация пользователей, а дихотомия встраивания вымышленного мира в реальный и наоборот постепенно стирается. Вымышленные миры также обнаруживают фрактальные свойства, что дает основания предполагать их принципиальную незавершенность, а сфера пользовательского участия становится гораздо шире авторского замысла (канона). Особый интерес представляет рецепция и взаимодействие пользователей с пространством произведения, так как путь каждого пользователя уникален и феноменология позволяет проанализировать, каким образом структурные составляющие вымышленного мира (порядок их исследования или исключение каких-либо частей) влияют на восприятие трансмедийного произведения и траекторию его изучения.

Ключевые слова: массовая культура, процедурная риторика, Богост, трансмедиа, видеоигры, единичные операции, актор-сеть, Латур