Размер шрифта: Фон:

УДК 7.036
ББК 85.373(2)
DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.2-28-57

СВЕТЛАНА ЯКОВЛЕВНА ЩЕБРОВА,
Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена, Институт философии человека,
г. Санкт–Петербург, Россия
ORCID: 0000-0002-2728-0730
e-mail: bersek1991@yandex.ru

 

«СВЕТЛЫЙ ПУТЬ» В ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ТУПИК: О РУКОВОДСТВЕ КИНЕМАТОГРАФОМ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье рассматриваются этапы развития советского кинематографа на протяжении 1920–1980-х годов. Киноискусство, с одной стороны, фиксировало явления, возникающие на российском пространстве и в советской общественной системе, с другой — подчинялось распоряжениям Коммунистической партии Советского Союза, руководящей работой кинематографа. В каждом десятилетии советской эпохи были сняты кинофильмы, в которых режиссёры пытались совместить требования партийных идеологов с реалиями жизни. 1920-е годы были временем поиска сюжетов, соответствующих революционному времени, когда были созданы классические картины социалистического реализма («Стачка» и «Броненосец Потёмкин»). Поскольку в советском прокате фильмы о революции и её героях не были востребованы, в 30-е годы поиски сюжетов и образов советского киноискусства были продолжены.
Творческое освоение фольклорного кода позволило советскому кино 30-х годов не просто завоевать максимально широкую зрительскую аудиторию, но стать по-настоящему любимым, подлинно народным искусством. Однако диапазон чувств, дозволенный героям советского экрана, был крайне дозированным и ограниченным: любить надлежало партию, пролетариат, учение марксизма-ленинизма, горячо ненавидя врагов партии и революции. Поэтому для Советской эпохи характерны фильмы, где герои жертвуют своей личной жизнью ради общественной. Сценаристам, режиссерам и актёрам приходилось совершать невозможное, чтобы совместить интересную тему с партийными установками. При этом до начала перестройки тема любви и семейной жизни была строго дозированной, приоритетными были высокие производственные достижения. Вольно или невольно, но именно кинематографом были зафиксированы демографические проблемы, возникшие в советском обществе, постепенно нараставшие и обусловившие перестроечные процессы второй половины 80-х годов XX века.

Ключевые слова: кинематограф, КПСС, мифология, идеология, демография, перестройка, семья.