УДК 791.43 + 316.7
DOI: 10.30628/1994-9529-2024-20.3-155-177
EDN: RVWVQI
СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА ГЛАЗКОВА
Санкт-Петербургский государственный
институт кино и телевидения,
191119, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Правды, д. 13
ResearcherID: F-8276-2015
ORCID: 0000-0002-1503-9149
e-mail: svetlagl@mail.ru
Для цитирования
Глазкова С.А. Дихотомия «свой — чужой» в современном кинодискурсе: на примере исландского детективного телесериала «Капкан» // Наука телевидения. 2024. 20 (3). С. 155–177. DOI: 10.30628/1994-9529-2024-20.3-155-177. EDN: RVWVQI
Дихотомия «свой — чужой» в современном кинодискурсе: на примере исландского детективного телесериала «Капкан»
Аннотация. В статье рассматриваются способы репрезентации коллективной идентичности по категориям «свой» — «чужой» в жанровом художественном аудиовизуальном продукте массовой культуры: детективном телесериале. Материалом для анализа послужил исландский телевизионный детективный драматический сериал 2015 года «Капкан», созданный Бальтасаром Кормакуром и спродюсированный RVK Studios. Методология исследования представляет собой сочетание дискурс-анализа аудиовизуального текста, нарративного анализа, а также конструктивистского подхода в формировании коллективных идентичностей. Как мейнстримный жанровый кинопродукт, сериал представляет дискурсивно конструируемые в обществе коллективные идентичности, носителями которых выступают его персонажи. Экономическая и социальная нестабильность, вызванная кризисом 2008 года, актуализировала фреймы коллективной идентичности в массовом сознании и массовой культуре. Анализ способов категоризации оппозиции «свой — чужой» в кинодискурсе позволяет увидеть условность такой категоризации и расширение лиминальных зон идентичностей для персонажей, которые действуют в современном глобализированном мире. Национальность, этническая принадлежность, близость культурных и политических традиций, локальная общность, — все варианты идентичности обнаруживают свою неустойчивость в современных условиях и в рамках детективного жанра обозначаются как ошибочные ориентиры для ожидаемого действия.
Ключевые слова: коллективная идентичность, конструктивистский подход, образ «чужого», лиминальный, кинодискурс, фрейминг, детективный телесериал, «Капкан»