УДК 7.067.2 + 7.011.26
DOI:10.30628/1994-9529-2023-19.3-177-199
EDN: AWWRNY
АННА АЛЕКСАНДРОВНА СУВОРОВА
Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена,
191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48
ResearcherID: JFB-0032-2023
ORCID: 0000-0002-6421-8514
e-mail: suvorova_anna@mail.ru
Для цитирования:
Суворова А.А. Модусы монструозности в визионерском и аутсайдерском искусстве: от божественного к машинному и обратно // Наука телевидения 2023. 19 (3). С. 177–199. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.3-177-199. EDN: AWWRNY
Модусы монструозности в визионерском и аутсайдерском искусстве: от божественного к машинному и обратно
Аннотация. Искусство визионеров и художников-аутсайдеров — пространство фантастических нарративов, авторской мифологии и гибридных идентичностей. Их личные религиозные доктрины и квазиисторические эпосы генерируют монструозные тела и сущности, в образности которых соединяются характеристики божественного, человеческого и машинного. В статье исследуются репрезентации монструозности в визионерском и аутсайдерском искусстве, ар-брюте и творчестве душевнобольных ХX и начала XXI века, и анализируются репрезентации монстров в творчестве Карла Бренделя (Карла Генцеля), Бернарда Шаца (L-15), Аллена Кристиана. Общими характеристиками монструозности в искусстве визионеров и аутсайдеров XX и начала XXI века выступают: визионерский характер образов, поликультурность, гибридность, соединение научных, псевдонаучных и религиозных нарративов и массовой культуры. В начале ХХ века сильны влияния религиозной картины мира, что проявляется в гибридизации религиозных образов и псевдоантропоморфном искажении в искусстве. Во второй половине ХХ века космические нарративы имели огромное влияние и воплощались в образах пришельцев, космоса и т.п. Рубеж XX и XXI века был временем переосмысления технологий и симбиоза человека и технологии, происхождение видов и альтернативные эволюционные теории также стали популярными темами.
Ключевые слова: монстрология, визионерское искусство, аутсайдерское искусство, ар-брют, искусство душевнобольных, постгуманизм, антропоморфизм, монструозность, Карл Брендель (Карл Гренцель), Бернард Шац (L-15), Аллен Кристиан
Благодарности. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А.И. Герцена (проект № 5ВГ).