УДК 7.067+791.4+574
DOI:10.30628/1994-9529-2023-19.3-97-120
EDN: QIOUUE
ВЕРЕЩАГИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
ResearcherID: JAD-0266-2023
ORCID: 0000-0003-3592-2833
e-mail: nataliavereschagina@gmail.com
КОМПАЦИАРИС ПАНОС
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
ResearcherID: M-6064-2015
ORCID: 0000-0002-2452-6109
e-mail: panoskompa@gmail.com
Для цитирования:
Верещагина Н.В., & Компациарис П. Катастрофизм и восстание природы: экологическая монструозность в нарративах популярной медиакультуры // Наука телевидения. 2023. 19 (3). С.97–120. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.3-97-120. EDN: QIOUUE
Катастрофизм и восстание природы: экологическая монструозность в нарративах популярной медиакультуры
Аннотация. Данная статья обращается к кинематографической трансформации монструозности в контексте нарастающего экологического сознания в эпоху антропоцена. Авторы утверждают, что описываемая трансформация является неотъемлемой частью постгуманистического поворота и шире популярных культурных этик, которые предлагают взглянуть на человеческую природу и отношения с другими с точки зрения более экологичного понимания включенности человека в мир природы, защиты культуры коренных народов и отношений с другими существами. В частности, авторы обращаются к кинофраншизе MonsterVerse, чтобы продемонстрировать сдвиги, находящие отражения в принципах создания киномонстров. MonsterVerse по-новому рассказывает истории об одних из самых популярных монстров кинематографа: японском Годзилле и американском Кинг Конге. Авторы анализируют, какие типы монструозности представлены во франшизе, в какие нарративы они помещены, и как медиафраншиза работает с постгуманистическими тенденциями современной культуры, используя образы монстров. Авторы показывают, что Годзилла и Кинг Конг перерождаются во вселенной MonsterVerse и становятся «экологическими монстрами» эпохи антропоцена, репрезентирующими восстание природы, идею сохранения планеты и популярные посгуманистические взгляды на экологию. MonsterVerse воспроизводит постчеловеческие этики в популярной форме.
Ключевые слова: монстр, монструозность, кинофраншиза, MonsterVerse, Годзилла, Кинг Конг, антропоцен, постгуманизм, ядерный нарратив, экологический нарратив, экологический монстр, человеческое, нечеловеческое