УДК 7.03 + 791.11 + 791.6
DOI: 10.30628/1994-9529-2023-19.2-217-241
EDN: BFKBFG
ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА УСТЮГОВА
Пермский государственный
национальный исследовательский университет,
614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15
ResearcherID: AAC-3446-2020
ORCID: 0000-0002-4283-1676
e-mail: vera_ust@list.ru
Для цитирования:
Устюгова В.В. Немое кино как медиа-археология: подходы к конструированию магистерского курса // Наука телевидения. 2023. 19 (2). С. 217–241. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.2-217-241. EDN: BFKBFG
Немое кино как медиа-археология: подходы к конструированию магистерского курса
Аннотация. Статья представляет собой презентацию методологической разработки университетского курса. Цель курса и его настоящей презентации — предложить новый фокус преподавания теории и истории немого кино в рамках концепций New Film History. Аудитория, которой адресован материал, это экспертное сообщество историков, киноведов, исследователей медиа, архивистов и будущих специалистов в этих областях. Вследствие переоткрытия раннее кино является сегодня важным конструктом историко-киноведческого знания. И само раннее кино с его нелинейным развитием, забытыми историями цветных и «говорящих» фильмов, огромных экранов требует новых историографических моделей. Досье раннего кино инициирует расследование механизмов съемки,
экранных технологий, особенностей музыкального, шумового и вербального сопровождения, привлекает внимание к потенциалу реставрации пленочных лент. Помимо традиционного формата обучения в виде лекций и семинаров с обсуждением теоретических и историографических текстов, курс предполагает исследовательскую работу студентов с использованием малоизученных письменных источников и технических артефактов, которые имеются в архивных и музейных фондах. В случаи Перми это материалы Пермского краеведческого музея, Государственного архива Пермского края, Пермской синематеки. Студенты знакомятся с новейшими методами атрибуции киноархивных документов, кинопленки, образцов кинотехники и кино-носителей, лексиконом архивистов и киноведов. В результате студенты получают опыт приобщения к актуальным исследовательским практикам, новым горизонтам изучения истории кино через призму достижений техники, технологических экспериментов. Курс настраивает специалиста на ценности устаревшего, забытого и благодаря новым культурным историям создает прецедент концептуального и практического упражнения в выявлении граней современных медиа.
Ключевые слова: раннее немое кино, медиа-археология, Новая история кино, кино притяжения, монтаж аттракционов, технические артефакты, медиа-технологии, кинопрактики, кинотеатр, кинопрокат, волшебные фонари, киноавангард, модернизм, русские формалисты, монтаж фильмов