Размер шрифта: Фон:

УДК 791.4 + 008
DOI: 10.30628/1994-9529-2023-19.1-121-146
EDN: QZNARS

ТАТИАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА КРУВКО
Российский государственный гуманитарный университет,
Россия, 125047, Москва, Миусская площадь, 6
ResearcherID: HTO-3721-2023
ORCID: 0009-0007-8491-588X
e-mail: seinklugscheisser@gmail.com

Для цитирования
Крувко Т.В. «Женщина-другой» как основание для постгуманистического субъекта в современном фантастическом кино // Наука телевидения. 2023. 19 (1). С. 121–146. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.1-121-146. EDN: QZNARS

«Женщина-другой» как основание для постгуманистического субъекта в современном фантастическом кино

Аннотация. Сегодня, в эпоху необратимого влияния цифровых технологий и Интернета на человека, растет потребность в поиске подходов, описывающих принципы конструирования современного субъекта. Особое внимание разработке этих подходов уделяет постгуманизм. Популярное кино с его развернутыми репрезентациями сюжетов и чуткой реакцией на культурные тенденции успешно осуществляет такое конструирование, все чаще предлагая женщину в качестве главного героя. В статье проанализировано, на каких основаниях главные женские героини современных фантастических фильмов, встроенные в условия новых типов коммуникации, выступают в качестве актуального постгуманистического субъекта. Под термином «женщина-другой» подразумевается «женщина» как структурный «другой» субъект патриархальной культуры, инаковость и вынужденная маргинальная позиция которой определяется принадлежностью к женскому полу. Фокус в исследовании на этой фигуре объясняется тем, что философия постгуманизма признает влияние постфеминистской теории на понимание принципов конструирования постгуманистического субъекта. Реартикуляция функции женщины как «другого» в концепции «киборга» Донны Харауэй позволяет решить вопросы, недоступные более раннему постструктуралистскому феминизму и критическому марксизму, в силу своей специфики упускающих из виду проблематику сохранения субъекта. Более ранний постгуманизм с его акцентом на растущей роли информации преодолевается переносом внимания на конструирование внутри различных отношений коммуникации. Ключевая идея статьи заключается в том, что философский феминизм конца XX – начала XXI века с его традиционной критикой субъекта в контексте постструктуралистских оснований оказывается необходимым для конструирования актуального постугманистического субъекта в фантастическом фильме.
Ключевые слова: субъект, кинематограф, фантастика, технология, постгуманизм, киборг, Харауэй, феминизм

Используя материалы сайта, Вы подтверждаете, что Вам исполнилось 18 лет.

Да Нет