УДК 316.7 + 778.5
DOI: 10.30628/1994-9529-2022-18.4-151-170
EDN: KVONKO
ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА ГОЛОВНЕВА
Санкт-Петербургский государственный университет,
Россия, 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9-й подъезд;
Музей антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,
Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3
ReseacherID: AAV-1831-2020
ORCID: 0000-0002-0709-4615
e-mail: golovneva.elena@gmail.com
ИВАН АНДРЕЕВИЧ ГОЛОВНЕВ
Музей антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,
Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3
ReseacherID: AAC-8728-2019
ORCID: 0000-0003-4866-7122
e-mail: ethnokino@yandex.ru
Для цитирования
Головнева Е.В., Головнев И.А. Научные поиски в советской кинематографии 1920-х–1930-х годов. (Метод «параллельной кинозасъемки» Анатолия Терского) //Наука телевидения. 2022. 18 (4). С. 151–170. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-151-170. EDN: KVONKO
Научные поиски в советской кинематографии 1920-х–1930-х годов.
(Метод «параллельной кинозасъемки» Анатолия Терского)
Аннотация. Рассматривается особый период в развитии советского кинематографа 1920-х–1930-х годов. — время разработки проекта «Географически-Этнографического Кино-Атласа» (1928–1932), нацеленного на создание серии культурфильмов о народах и культурах СССР. Реализация данного проекта оказалась связанной с поиском научных оснований развития советского кино. Отмечается, что во второй половине 1920-х советские кинематографисты нередко осуществляли методические разработки в области документального кино, основываясь на данных актуальных научных исследований. Так, одним из ключевых направлений теоретико-методических поисков в советском кинематографе 1920-х–1930-х стало изучение восприятия зрителями фильма на основании зафиксированных мимических реакций с использованием данных психологии (рефлексологии). В статье проводится комплексный анализ метода «параллельной кинозасъемки» классового кинозрителя, разработанного советским режиссером и этнографом А.Н. Терским в научном, кинематографическом и идеологическом контексте. Делается вывод о том, что теоретические разработки режиссера, исторически оказавшиеся незаслуженно списанными в архив, обнаруживают ценные качества и для современной кинодокументалистики. С одной стороны, в работах А.Н. Терского высвечиваются особенности творческих установок кинематографистов в создании этнографических и антирелигиозных фильмов 1920-х–1930-х в СССР. С другой стороны, именно благодаря подобным научно-творческим поискам была заложена теоретическая база для запуска в стране масштабных проектов по созданию кинолетописи о советизации союзных территорий.
Ключевые слова: теория кино, кинематограф 1920-х–1930-х, Киноатлас СССР, культурфильмы, история науки, советская идеология, экспериментальная психология, Анатолий Терской
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518 в рамках проекта «КИНОАТЛАС СССР: опыт позиционирования многонационального государства»