Размер шрифта: Фон:

УДК 39 + 004.7 + 008
DOI: 10.30628/1994-9529-2022-18.2-61-89
EDN: GXEKWQ

ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА ПУШКАРЕВА
Региональная общественная организация
«Сообщество профессиональных социологов»,
129085, Россия, Москва, Звездный бульвар, 21, стр.1
Researcher ID: D-9505-2015
ORCID: 0000-0002-9139-6121
e-mail: ap-bib@yandex.ru

Для цитирования
Пушкарева Т.В. Цифровой фольклор в эпоху пандемии (на материале коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки) // Наука телевидения 2022. 18 (2). С. 61–89. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.2-61-89. EDN: GXEKWQ.

Цифровой фольклор в эпоху пандемии (на материале коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки)

Аннотация. В статье предпринимается попытка системного анализа феномена «карантинки» — комических произведений малых форм, посвященных ситуации пандемии и локдауна, и передающихся в социальных Интернет-сетях в цифровом виде. Анализ проводится на материале коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки, которая была собрана во время локдауна в марте–июне 2020 года и насчитывает 3082 единицы хранения. Предложена типология «карантинок», включающая три типа документов: изображения (коллаж, «фотожаба», фотография), афоризмы, креолизованные тексты (карикатура, комикс, плакат, мем). В результате количественного анализа корпуса «карантинок» коллекции делается вывод о том, что подавляющее большинство единиц изучаемого корпуса представляет собой креолизованный текст (с его визуальным единством изображения и подписи).
Исходя из хештегов коллекции, в статье проведен частотный анализ основных тем «карантинок» и составлен рейтинг тематических групп, где лидирующее место заняли тематические группы «Маски» и «Локдаун». Во всех тематических группах «карантинок» обнаруживаются как критические, так лояльные по отношению к социальным нормам пандемии мотивы, а также сюжеты и образы разной степени метафоричности.
На основе анализа корпуса коллекции «карантинок» ЦСПИ ГПИБ и также критического обзора литературы по современным исследованиям цифрового фольклора пандемии в России и за рубежом автором выделяются основные социально-культурные функции «карантинки»: преодоление социального стресса, адаптация к новым условиям физического и социального существования; интериоризация социальных норм пандемии.
Делается вывод о том, что «карантинка» стала особым, художественным методом самопомощи общества в ситуации социального экстремума.
Ключевые слова: цифровой фольклор, Интернет-фольклор, пандемия, «карантинка», юмор, социология юмора, визуальная социология, креолизованный текст, карикатура, комикс, плакат, афоризм, мем, коммуникация, социальные сети