Размер шрифта: Фон:

УДК 654.1 + 008 + 7
DOI: 10.30628/1994-9529-2022-18.2-93-113
EDN: DPDATH

АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА ЛИХОВЦЕВА
Ассоциация искусствоведов (АИС)
119002, Россия, Москва, Сивцев Вражек переулок, д. 43, офис 417
ResearcherID: GLT-8266-2022
ORCID: 0000-0003-0052-3808
e-mail: likhovtsev@yandex.ru

ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ АНАНИШНЕВ
Институт кино и телевидения (ГИТР),
125284, Россия, Москва, Хорошевское шоссе, 32А
Московский центр бизнес-инициатив (Москластер),
105043, Россия, Москва, 4-я Парковая ул., 29
ResearcherID: K-4999-2013
ORCID: 0000-0002-0538-7473
e-mail: ananishnev@yandex.ru

МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ ПРОНИН
Институт философии РАН,
109240, Россия, Москва, Гончарная ул., 12, стр.1
ResearcherID: V-1730-2018
ORCID: 0000-0003-0594-6500
e-mail: pronin@iph.ras.ru

Для цитирования
Лиховцева А.В., Ананишнев, В.В., Пронин М.А. Телегерой — прошлое, настоящее и будущее: многомерность образа // Наука телевидения. 2022. 18 (2). С. 91–113. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.2-93-113. EDN: DPDATH.

Телегерой — прошлое, настоящее и будущее: многомерность образа

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению многомерности образа телегероя и системности его воздействия — в прошлом и настоящем. Предложенный авторами исследовательский срез дает возможность представить универсальные матрицы, по которым выстраивается образ героя будущего. Разные этапы и периоды цивилизаций, а также культуры народов отмечены знаковыми культовыми идеалами, многие из которых являли и/или олицетворяли статус героя. Образ героя был по-разному интерпретирован и преобразовывался через многообразные формы визуализаций. В настоящей работе герой рассмотрен в контексте понимания специфики телегероя. В «герое времени» консолидируется и преломляется сложный комплекс идеалов, предпочтений и представлений, модель и стиль подобающего поведения, характерных не только для определенного исторического периода, но и для конкретной общности. Явление и понятие «герой» и, как следствие, образ этого героя, имеет логично объяснимую структуру, закономерность формирования и становления, взаимосвязанную с историческими, социальными, культурными факторами и явлениями, а также характерными представлениями для конкретного времени и общества. Характер, образ, стиль и модель поведения героя, как и критерии его оценки, зависят от комплекса духовной культуры конкретной общности, уровня развития и ценностных ориентиров. Специфика многовековых построений образов «героя своего/нашего времени» обнаруживает ряд закономерностей — универсальных антропологических констант, что позволяет формировать набор актуальных для места и времени характерных качеств героя.
Авторами статьи прослеживается закономерность и вводится типология существования четырех универсальных вневременных типов героев («маскулинный», «интеллектуальный», «воин», «сверхчеловек»), ориентированных на разную аудиторию.
Ключевые слова: культура, искусство, массовая культура, герой, телегерой, миф, тотем, идол, акционизм, хэппенинг, счастье, физиология, психология, аламыс, Я.В. Чеснов, междисциплинарный, философия, образ, телевидение, кино, виртуалистика

Используя материалы сайта, Вы подтверждаете, что Вам исполнилось 18 лет.

Да Нет