Размер шрифта: Фон:

УДК 791.3 + 791.4
DOI: 10.30628/1994-9529-2022-18.2-41-57
EDN: DRIDUG

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕФАНОВ
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20
ResearcherID: I-4904-2018
ORCID: 0000-0002-9979-9224
e-mail: yefanoff_91@mail.ru

Для цитирования
Ефанов А.А Реверсивность эстетики социалистического реализма (на примере современного российского кинематографа) // Наука телевидения 2022. 18 (2). С. 41–57. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.2-41-57. EDN: DRIDUG.

Реверсивность эстетики социалистического реализма (на примере современного российского кинематографа)

Аннотация. Статья посвящена социокультурному изучению существующей в современном российском кинематографе тенденции реверсивности эстетики социалистического реализма. В качестве исследовательской оптики выбирается интегративный культурфилософский подход, сочетающий в себе черты традиционного культурологического подхода (фокусирование на базисных единицах культуры — материальных продуктах, произведениях искусства и формирующихся на их основе образцах поведения) и эстетического подхода (апелляция к рефлексивному изучению выразительной формы продуктов искусства и ее влияния на массовое сознание, в результате чего конструируется массовая культура). Используется комплекс методов, раскрывающий потенциал интегративного культурфилософского подхода: историко-генетический анализ, моделирование, кейс-стади. Эмпирическую базу составляют кинопродукты, репрезентирующие исторические события, объединенные форматом блокбастера, выпущенные российскими производящими компаниями, выходившие в широкий кинопрокат («Балканский рубеж», «Время первых», «Движение вверх», «Донбасс. Окраина», «Калашников», «Крым», «Легенда № 17», «Подольские курсанты», «Салют-7», «28 панфиловцев»). Хронологические рамки исследования: 2015–2021 годы. По итогам проведенного исследования делается вывод, что эстетика социалистического реализма посредством культивирования пророссийского нарратива призвана подчеркивать в массовом сознании самобытность российского государства с точки зрения его уникального статуса, во многом детерминирующего ситуацию противостояния на международной арене, тем самым обозначая инструментальный характер продуктов кинематографа и наделяя институт кино ролью идеалистического пропагандиста современности.
Ключевые слова: социалистический реализм, медиа, медиапространство, эстетика, реверсивность, кинематограф, институт кино, культура, искусство, креативные индустрии