Размер шрифта: Фон:

УДК 77.04
DOI: 10.30628/1994-9529-2022-18.2-13-38
EDN: OGMSVC

АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВНА ЮРГЕНЕВА
Государственный̆ институт искусствознания
125009, г. Москва, Козицкий переулок, 5
ResearcherID: AAV-4275-2021
ORCID: 0000-0002-0465-4728
e-mail: lvovushka@yandex.ru

Для цитирования
Юргенева А.Л. Проблема уникальности в художественной фотографии: от пикториализма до NFT-искусства // Наука телевидения 2022. 18 (2). С. 13–38. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.2-13-38. EDN: OGMSVC.

Проблема уникальности в художественной фотографии: от пикториализма до NFT-искусства

Аннотация. В статье рассматривается проблема применения к художественной фотографии представления об уникальности как обязательной черте произведения искусства. Работа носит обзорный характер, в ней отмечены методы придания фотографии черт неповторимости, которые возникали на разных этапах в течении столетней истории художественной фотографии.
Прежде внимание исследователей не концентрировалось на том, что фотохудожники постоянно шли по пути искусственного ограничения технической воспроизводимости своих произведений. Обращение к этому вопросу определяет новизну данной работы. Этого требовал подход к оценке фотоизображений с позиций традиционного искусства, что отражалось не только на определении их эстетической ценности, но и на правовом аспекте.
И все же на рубеже XIX–XX вв. наличие машинной природы в фотографии становилось камнем преткновения при разработке законодательных норм об авторском праве фотографов-пикториалистов. Вхождение фотографии в среду арт-рынка наделяло ее обязательствами по ограничению числа копий, исходя из коммерческих соображений.
Актуальность исследования заключается в выходе на тему тиражируемости в сфере цифрового искусства, его приобретения и продажи. Совершена попытка интерпретации феномена системы блокчейна как концепции,
влияющей на новые пути понимания и оценки цифровой фотографии в свете ее предшествующей истории. Появление NFT-формата рассматривается как момент преодоления отношения к воспроизводимости художественной
фотографии как к проблеме, а не как к ее естественному свойству. Высказывается предположение о том, что возникновение виртуальной художественной среды способно гармонизировать этот давний конфликт, а также ставит вопрос о потребности выработки новых правовых норм в этой области.
Ключевые слова: художественная фотография, уникальность, авторское право, арт-рынок, тиражируемость, блокчейн, NFT