Размер шрифта: Фон:

УДК 7.097+396
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.4-111-140

Сергей Николаевич Ильченко
Санкт-Петербургский государственный университет,
199004, Россия, Санкт-Петербург,
1-я линия Васильевского острова, д. 26
Researcher ID: N-6467-2013
ORCID: 0000-0002-7301-3203
e-mail: tv_and_radio@mail.ru

Для цитирования
Ильченко С.Н. 53. Трансформация гендерной доминанты в российском телеконтенте 2000-х–2010-х гг. (на примере детективных сериалов) // Наука телевидения. 2021. 17 (4). С. 111–140. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2021-17.4-111-140

Трансформация гендерной доминанты в российском телеконтенте 2000-х–2010-х гг.

(на примере детективных сериалов)

Аннотация. В статье рассматривается гендерная проблематика современного российского телеконтента на примере сериального сегмента отечественного телевещания последних 20 лет. Данное обстоятельство и предопределяет актуальность предлагаемой научной работы. В фокусе исследования находятся сериалы, тяготеющие к наиболее массовым и популярным формам решения эстетических задач — мелодрама, комедия, детектив. На примере привлеченных к анализу российских сериалов формулируется вывод о существенной трансформации прежней гендерной доминанты, характерной для предыдущего этапа развития отечественного телевещания. Подобная тенденция обозначается усилением значения женских персонажей в отечественных детективных сериалах 2000-х–2010-х гг. Причем процесс характеризуется как количественными, так и качественными маркерами, в том числе и с точки зрения обращения к различным историческим периодам, которые находят отражение в сериальных сюжетах. При этом производители, включая продюсерские группы каналов-вещателей, активно используют зарубежный опыт, создавая отечественные версии успешных и популярных детективных сериалов, снятых в различных странах. Подобные обстоятельства производства эфирного контента объяснимы сочетанием как объективных (социальных, психологических) факторов, так и субъективными причинами (составом потенциальной зрительской аудитории), а это в совокупности и порождает комплексы сюжетных и персонифицированных ожиданий зрителей от просмотра
сериалов. Такая ситуация вынуждает создателей и инициаторов новых сериалов отходить от привычных форматов и креативных приемов, используя фактор гендерной доминанты. Последняя, по мнению автора статьи, способствует трансформации привычных для предыдущего этапа развития отечественного телевещания структуры и наполнения нарратива создаваемого экранного продукта в формате сериала. Можно констатировать, что для современного телевидения характерно «выравнивание» доли и роли мужских и женских персонажей в сюжетных конструкциях выпускаемых в эфир сериалов. А это, в свою очередь, предопределяет их тематическую и жанровую вариативность, отражая нацеленность создателей отечественной сериальной продукции на расширение потенциальной зрительской телеаудитории.
Ключевые слова: гендер, телевидение, сериалы, жанры, феминное/маскулинное, контент