Размер шрифта: Фон:

УДК 7.011
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.4-33-62

Ольга Викторовна Колганова
Российский институт истории искусств,
190000 Россия, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл. 5
ResearcherID: AAS-8517-2021
ORCID: 0000-0002-5679-3228
e-mail: kolganova.spb@gmail.com

Для цитирования
Колганова О.В. Светоцветовые проекционные устройства В. Баранова-Россине и Г. Гидони (1920-е–1930-е годы) // Наука телевидения 2021. 17 (4). С. 33–62. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2021-17.4-33-62

Светоцветовые проекционные устройства В. Баранова-Россине и Г. Гидони (1920-е–1930-е годы)

Аннотация. Статья посвящена оптофоническому искусству В. Д. Баранова-Россине (1888–1944) и искусству света и цвета Г. И. Гидони (1895–1937). Достижения художников в сфере синтеза искусств сопоставлены на нескольких, пересекающихся между собой, уровнях: концепции создаваемых ими новых видов искусства; институции, которые им удалось частично реализовать, и проекты институтов; теоретические разработки; светоцветовой инструментарий (оптофон; световые
декорации / светооркестр / Ph. C. P. P.) и патенты на изобретения. В процессе сравнительного анализа концепций художников сделан вывод о том, что в опорных пунктах идеи Баранова-Россине и Гидони были весьма близки. К общим для художников положениям можно отнести следующие: придание живописи ритма и динамики; выведение изобразительного искусства из плоскости на экран / прозрачный экран или в пространство; объединение света и цвета со звучанием;
приближение живописи к музыке. Однако в своем стремлении вывести свет и цвет за пределы изобразительного искусства (во время и пространство) они действовали в разных направлениях. Инструмент Баранова-Россине по способу функционирования был ближе к кинематографу (все цвета и рисунки проецировались на экран). Способ функционирования светоцветового устройства Гидони, как бы не предполагавшего наличие экрана (экран мыслился прозрачным),
был ближе к театру. Художник мечтал о создании светотеатра, включавшего в себя светомузыку, светоархитектуру, светодекламацию, светохореографию.
Ключевые слова: В. Баранов-Россине, Г. Гидони, оптофон, светооркестр, оптофоническое искусство, искусство света и цвета, светоцветовые проекционные устройства, светомузыка.