Размер шрифта: Фон:

УДК 7 + 791.4 + 654.1 + 008
ББК 85 + 85.37 + 76.0 + 71.04
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.2-11-32

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ДУКОВ
Государственный институт искусствознания,
Москва, Россия
ResearcherID: AAR-6655-2021
ORCID: 0000-0002-2097-369X
e-mail: edukov@rambler.ru

ВИОЛЕТТА ДМИТРИЕВНА ЭВАЛЛЬЕ
Государственный институт искусствознания,
Москва, Россия
ResearcherID: AAS-2640-2020
ORCID: 0000-0002-4531-4922
e-mail: amaris_evally@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСКУССТВО И МАШИННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Аннотация. Данный текст представляет собой обзор международной научной конференции «Искусство и машинная цивилизация», прошедшей с 30 марта по 2 апреля 2021 года. Организаторами конференции выступили Государственный институт искусствознания, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Санкт-Петербургский государственный университет. Конференции, посвященные современной культуре, экранному искусству и телевидению, проводятся в ГИИ на протяжении 17-ти лет. В этом году впервые за историю подобных форумов перед исследователями была поставлена задача проанализировать то новое, что привнесено машинами в сферу искусств и в целом в человеческую жизнь.
В числе прошедших за последний год в России и за рубежом форумов в области искусственного интеллекта (Artificial Intelligence Journey, Москва, Россия); машинного обучения (International Conference on Machine Learning, Вена, Австрия, 3-я Международная конференция по машинному обучению и машинному анализу, Ханчжоу, Китай); цивилизации знаний («Цивилизация знаний: российские реалии», Москва, Россия) и др. данная конференция заняла свое особое место. Новизна ее концепции состоит в объединении, казалось бы, несовместимых явлений: искусства и машинной цивилизации. Как известно, традиционно искусство противопоставлялось технике как чему-то чуждому, иногда враждебному, хотя и то, и другое явилось результатом творения рук человеческих и его ума. До сих пор выражение «машинная цивилизация» в искусстве использовалось главным образом в жанре фантастики и с акцентом на отрицательные коннотации. Цель конференции — осмыслить художественные практики искусства в эпоху машинной цивилизации, познакомиться с актуальными гипотезами, обнародовать новые факты и обсудить современную терминологию («закон спонтанности», «закон смысловой неопределенности», «алгоритмическая апофения», «пост-опера», «искусственная жизнь и новая витальность»). Наряду с изучением новых проблем, были подняты и старые, которые стали востребованы машинной цивилизацией: оригинал и копия художественного произведения, границы условности и преодоление недоверия к новым медиа, нарративы и поэтика в серьезных и развлекательных экранных жанрах. Весь корпус докладов конференции был разделен на шесть блоков: «Теоретические модели», «Экранные искусства — кино», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Компьютерные игры» и «Цифровизация».
Ключевые слова: искусство, экранная культура, эстетика, машинная цивилизация, технология, киберпространство, новые медиа, техноарт, пиксель, инсталляция, кинематограф, звук