Размер шрифта: Фон:

УДК 791.4
ББК 85.37
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.2-241-271

КИРИЛЛ ЭМИЛЬЕВИЧ РАЗЛОГОВ
Всероссийский государственный институт
кинематографии им. С.А. Герасимова,
Москва, Россия
ResearcherID: AAU-7353-2020
ORCID: 0000-0002-2158-504X
e-mail: kirill.razlogov@gmail.com

ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА ПАРХОМЕНКО
Всероссийский государственный институт
кинематографии им. С.А. Герасимова,
Москва, Россия
ResearcherID: AAT-3916-2021
ORCID: 0000-0002-6406-7154
e-mail: eva.parchomenko@mail.ru

МЕТАМОРФОЗЫ КИНОКЛУБНОГО ДВИЖЕНИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Аннотация. Статья основана на исследованиях Отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК в области любительских кинообъединений и киноклубов. Авторы описывают историю отечественного киноклубного движения и анализируют значимость подобных объединений для культурного просвещения и всестороннего образования личности. Подобный срез включается в международный процесс формирования сообщества «кинофилов», которых в СССР называли не иначе как киноманами. Столетний опыт отечественного кинообразования, как любительского стихийного, так и комплексного государственного, рассматривается в качестве источника методик и наработок для внедрения в современное образование в области медиа. Также проясняются особенности влияния киноклубов и их репертуара на распространение и популяризацию произведений кинематографа, в особенности на так называемые фестивальные и «полочные» картины, прокат которых был ограничен тогда, а сейчас становится полем битвы между коммерческими и художественными приоритетами кинопроцесса. В тексте приведены рассказы и описания участников киноклубного движения: создателей объединений, кураторов и критиков. Их интервью позволяют представить объемную картину быта сообществ любителей кинематографа.
Прослежены основные вехи истории киноклубного движения в СССР и в мире: становление в 1910-е–1920-е годы, спад в 1930-е–1940-е, возрождение за рубежом фестивального движения после Второй мировой войны, а в России — в период Оттепели, кризис 1980-х–1990-х, а также создание Федерации киноклубов, попытки воссоздать Общество друзей советского кино, и, кроме того, современные тенденции в области киноклубной работы в контексте международного сотрудничества, начало которому положил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Советский опыт изучается в корреляции не только с укреплением в Западной Европе таких явлений, как киноклубы и объединения любителей кино, но и формированием специализированных кинотеатров искусства и эксперимента клубной киносети, которой прогнозируют особую роль в постпандемийную эпоху. Внимание авторов фокусируется и на хрупком равновесии, сопровождавшем всю историю киноклубного движения: имеется в виду баланс между инициативой снизу, спонтанным массовым движением, и государственными усилиями по организации и структуризации этого процесса, баланс между стремлением к свободе творчества и строгой цензурой «сверху». Авторы рассматривают отечественный и зарубежный киноклубный опыт как возможность распространения произведений российского киноискусства в той аудитории, которая более всего в этом заинтересована, и налаживания системы ограниченного киноклубного проката, который позволил бы сблизить создателей произведений и публику.
Ключевые слова: кинематограф, киноклуб, любительское кинообъединение, Общество друзей советского кино, ОДСК, Общество строителей пролетарского кино, ОСПК, Федерация киноклубов, «полочные» картины, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, киноклубный прокат