УДК 791.6 + 654.1 + 658
ББК 85.374(3) + 76.032 + 65.290
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.2-275-294
ГАЛИЯ МАРСЕЛЬЕВНА ЮСУПОВА
Государственный институт искусствознания,
Школа-студия МХАТ,
Москва, Россия
ResearcherID: AAT-5009-2021
ORCID ID: 0000-0002-1767-8876
e-mail: usupova33@mail.ru
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ: МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ
Аннотация. В основе современного мирового кинопроизводства лежат более чем 120 механизмов общественной поддержки. Национальные модели киноиндустрии формируются в зависимости от степени вовлеченности государства в регулирование рынка в данной сфере. В создании европейских игровых фильмов их продюсеры опираются на пять главных источников: прямое государственное финансирование, инвестиции вещателей, вложения производителей, предварительные продажи и налоговое стимулирование. Наиболее важными становятся здесь первые два, которые фокусируют соответственно 26% и 21% поддержки. Большинство европейских стран сегодня обеспечивают функционирование собственных киноиндустрий, инвестируя в производственный процесс напрямую — через предварительное приобретение и/или совместное производство фильмов и телевизионных программ, а также косвенно, т.е. внося вклад в национальные фонды кино. Подобные формы вложений постоянно развиваются, поскольку уже зарекомендовали себя как весьма эффективные. Другие участники рынка — экспоненты, дистрибьюторы аудиовизуального контента и создатели киноконтента на физических носителях — поддерживают национальное и европейское кинопроизводство в виде обязательных взносов в кинофонды. Увеличению финансовых обязательств вещательных компаний способствовало появление и популярность платформ видео по запросу (video-on-demand). В данном обзоре также представлена информация о технических деталях этого многоэтапного процесса: приводится классификация действующих обязательств со стороны вещателей, а также анализируются механизмы финансовой поддержки кинопроизводства телевизионными каналами.
Ключевые слова: государственная поддержка кино, фискальные стимулы, обязательные сборы, аудиовизуальный сектор, обязательства вещателей, «мягкие деньги», налоги и сборы, национальный фильм, телевизионная индустрия