Размер шрифта: Фон:

УДК 7.037.5 + 7.041 + 008
ББК 85.19 + 71.04 + 32.816
DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.2-151-170

ДАРЬЯ ОЛЕГОВНА МАРТЫНОВА
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина,
Национальный исследовательский университет ИТМО,
Санкт-Петербург, Россия
Researcher ID: AAK-1891-2020
ORCID: 0000-0003-0426-6458
e-mail: d.o.martynova@gmail.com

«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРОТОПЕРФОРМАНС»: АВТОМАТ ЭНИГМАРЕЛЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ СЮРРЕАЛИЗМА 1938 ГОДА

Аннотация. Нижеследующая статья написана по материалам выступления на международной научной конференции «Искусство и машинная цивилизация». В статье проводится анализ публикаций в периодических изданиях начала ХХ века, связанных с Энигмарель и автоматами, для выявления значения явления Энигмарель на Международной выставке сюрреализма 1938 года. В ходе исследования автор пришел к выводу, что явление Энигмарель было центральным событием открытия, своего рода «вобблером», который должен был привлечь и заинтриговать публику. Энигмарель — это документально подтвержденный курьез начала ХХ века, мистифицированный в популярных парижских газетах первой половины ХХ века. Изначально Энигмарель создали лишь для развлечения публики, так как популярность автоматов возобновилась в связи с развившейся во второй половине XIX века кукломанией. Однако в 1938 году для Международной сюрреалистической выставке в Париже сюрреалисты превратили автомат Энигмарель в выставочный экспонат и сместили акцент с его развлекательной функции на символическую, в результате чего «механический человек» стал образом «идеального» человека, несущего опасность и смерть. Подобной смене интерпретации способствовала истерия, принципиально значимая для творчества сюрреалистов. Также центральное значение Энигмарель можно объяснить ссылкой на связь с Франкенштейном. Автомат предстает как управляемый с помощью электричества механизм, что проводит параллели с практиками месмеризма, во время которых можно было контролировать любое тело с помощью электрического импульса.
В ходе исследования можно прийти к выводу, что сюрреалисты преврати ли феномен популярной культуры автомата Энигмарель в выставочный экспонат, коррелировавшийся с кинопроизведениями 1920-х–1930-х годов об оживлении и сотворении неживого существа (фильмы «Франкенштейн» 1931 года, «Метрополис» 1927 года, «Голем, как он пришел в мир» 1920 года). Подобное позиционирование было связано с месмеризмом и истерией, связанными с окулярцентризмом и предвоенным настроениям времени сюрреалистов. На основании проведенного анализа публикаций в периодических изданиях, можно предположить, что явление Энигмарель предполагало активную вовлеченность зрителя. Это, в свою очередь, служило своего рода «связующим», объединяющим разрозненные элементы выставки.
Ключевые слова: сюрреализм, автомат, Энигмарель, механизмы в искусстве, протоперформанс, роботы в кино, сюрреалистические выставки, энвайронмент, кукломания, Жорж Мельес, международные выставки сюрреализма, Макс Эрнст, Сальвадор Дали