УДК 791.4 + 930.85 + 008
ББК 85.37 + 63.3-7 + 71.04
DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.3-33-57
АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ ПОЖАРОВ
Институт кино и телевидения (ГИТР),
Москва, Россия
ResearcherID: ABA-6204-2020
ORCID: 0000-0003-0341-9248
e-mail: soundman.alex@gmail.com
ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАНТОМА. О НОВЫХ МЕТОДАХ МОДЕЛИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПРОШЛОГО В ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЕ (на примере сериала «Чернобыль»)
Аннотация. Статья посвящена анализу феномена повышенного интереса современного массового реципиента к культурным артефактам, моделирующим различные модели фантомного прошлого, и к новым способам его конструирования. Фальсификации истории в различных целях существовали долгое время, но в последнее время способы подачи недостоверных версий исторических событий находят особенно острый отклик у зрительской аудитории. Начавшись как конспирологические литературно-публицистические эксперименты по «срыванию покровов», в настоящее время модели фантомной истории успешнее всего распространяются в формате видеоконтента, создаваемого любителями. Современное крупное кинопроизводство, следуя за трендом, также все больше претендует на достоверность изображаемых исторических эпох и происходящих событий. Примером этого может служить тщательная проработка нюансов фактуры, окружавшей советского человека в середине 80-х годов, в сериале «Чернобыль» (реж. Йохан Ренк, США, Великобритания, 2019), получившего большой резонанс в медийном пространстве. Слоганом фильма является «Узнай цену лжи» и основным его посылом является претензия на необходимость открывать правду массовой аудитории. В качестве приемов, работающих на создание иллюзии достоверности, в сериале в первую очередь используется скрупулезная точность деталей, костюмов, грима, декораций, действительно точно воссоздающих советский быт восьмидесятых. Глобальный сюжет и множество побочных сюжетных линий также в целом соответствуют фактам, происходившим в действительности. Еще одним из приемов, традиционных для жанра мокьюментари и повышающих доверие реципиента к медиапродукту, использованным в сериале, является shaky camera. Имитация любительской съёмки позволяет достигать большего эффекта вовлечения у современного массового зрителя. Такие приемы вызывают доверие к медийному продукту, снижая критичность восприятия его в целом. Однако после подробного рассмотрения сюжетных ходов выясняется, что одни отраженные в сериале события подаются искаженно и однобоко, а другие — сильно расходятся с действительно имевшими место. Кроме того, использование других художественных приемов, таких как, например, специфическая цветокоррекция, устойчивых кинематографических штампов для характеристик героев, — вплоть до построения кадров, — позволяют говорить о придании происходящим событиям тенденциозной окраски. Таким образом, отвечая на запрос массового зрителя, авторы создают артефакты, в которых точность в отображении мелких деталей создает ощущение достоверности, а пристрастное освещение повествования с помощью специфических художественных приемов позволяет транслировать сюжеты, далёкие от исторической правды. Подобные подходы дают возможность говорить о формировании новых способов конструирования альтернативных исторических моделей, вызывающих доверие у массового зрителя.
Ключевые слова: медиакультура, культурология, Чернобыль, сериал