Размер шрифта: Фон:

УДК 654.1 + 791.4 + 316.7
ББК 76.032 + 85.38 + 60.56
DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.1-81-160

АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ШАРИКОВ
Hациональный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
ORCID: 0000-0001-6035-5960
e-mail: asharikov@hse.ru

ТРАНСЛЯЦИИ И ПРОСМОТРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: ТЕНДЕНЦИИ 2018–2019 ГОДОВ

Аннотация. В статье описываются результаты эмпирического исследования, цель которого — выявить новейшие тенденции в трансляциях и просмотрах художественных фильмов на ведущих российских телеканалах в 2018–2019 гг. На основе базы данных компании «Медиаскоп» были проанализированы кинотрансляции на 29 ведущих российских каналах за период с 31 декабря 2017 года по 10 марта 2019 года. Выявлены 23548 эфирных единиц, описывающих художественные фильмы, на 26 телеканалах, в среднем на канал — 14,7 в неделю, 2,1 в сутки. Всего обнаружено 5418 названий художественных фильмов 78-ми стран-производителей, выпущенных с 1921 по 2019 годы. Каждый фильм транслировался в среднем 4,3 раза. В кинотрансляциях и в просмотрах доминируют отечественные ленты (СССР и РФ) и фильмы производства США. Аудитория чаще выбирает фильмы, выпущенные в последнее десятилетие (2010–2019). Самую большую аудиторию по выборке в целом собирают отечественные ленты, демонстрируемые в праздничные дни на четырех российских каналах — «России-1», «Первом канале», «НТВ» и «СТС». Обнаружены различия в величине аудитории кинотрансляций между мужчинами и женщинами, которые, предположительно, могут быть объяснены психологическими механизмами идентификации с персонажами фильмов. Выявлена возрастная типология взрослой аудитории кинотрансляций (от 18 лет), которая включает в себя группы 18–20 лет, 21–59 лет, 60 лет и старше и отражает специфику образа жизни, обусловленную особенностями поведения россиян разного социального статуса в старшем юношеском, основном работоспособном и пенсионном возрасте.
Ключевые слова: художественный фильм, телевидение, кинотрансляция, аудитория, телеканал, просмотр