Размер шрифта: Фон:

УДК 7.017.9+77.03
ББК 85.16 + 37.94 + 87.8
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.4-29-53

СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА КАРПУХИНА
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия
ORCID: 0000-0001-9751-5411
e-mail: sp.karpukhina@gmail.com

 

СПОСОБЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МОРТАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА)

Аннотация. Статья посвящена явлению трансформации способов репрезентации культуры в ситуации активного развития современного информационного общества. Одним из таких феноменов становится фотография, которая за период своего существования в повседневных культурных практиках выходит из роли вспомогательного средства, завоевывает статус самостоятельного культурного явления и начинает оказывать активное влияние на формирование нового типа визуального восприятия человека. Возникновение принципиально новых способов передачи информации и в связи с этим формирование медиапространства воздействует на все сферы жизни человека, в том числе затрагивает индивидуальный и коллективный опыт переживания и осмысления смерти. В данной статье предпринята попытка проследить различные способы визуализации и интерпретации темы смерти, опираясь на документальный фотографический материал второй половины ХХ века — «золотого века» документальной фотографии, для которого характерны многочисленные войны и вооруженные конфликты.
Проанализировав фотографический документальный материал военных конфликтов исследуемого временно́го периода, автор выделяет в нем некоторые особенности: смерть, являясь одним из центральных сюжетов военной фотографии, оказывается фундаментом для выражения этических установок фотографа. Параллельно с целью направить фотографию к гуманистическим целям — остановить войну — развивается тенденция отказа от фактического изображения бедствий войны в пользу эстетизации и усиления художественных эффектов. Во второй половине ХХ века фотографии перестают быть иллюстрациями к новостным репортажам и преобразуются в самостоятельные художественные артефакты, способными стать каноничными символами отображения трагических последствий войны, в связи с чем оказываются элементами массовой культуры.

Ключевые слова: теория искусства, визуализация, экранные искусства, фотография, мортальность