Размер шрифта: Фон:

УДК 791.228
ББК 85.377
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.4-57-90

НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА КРИВУЛЯ
Высшая школа (факультет) телевидения
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Москва, Россия
ORCID: 0000-0003-4580-1357
ie-mail:hstv-sn@bk.ru

 

АНИМАЦИОННЫЙ АВТОПОРТРЕТ КАК ЖАНРОВАЯ ФОРМА АВТОБАЙОПИКИ

Аннотация. В статье рассматривается одна из разновидностей биографического фильма — автобайопик. Он определяется как экранное произведение, представляющее собой авторское повествование, основанное на отобранных автором событиях из своей биографии. В статье даются характеристики автобиографическому фильму, описываются основные принципы построения повествования; выделяются такие формы автобиографического фильма как фильм-воспоминание, фильм-дневник, фильм в жанре путевых заметок и фильм-автопортрет, который и становится центральной темой работы. Спецификой анимационного автопортрета, выделяющей его в отдельную группу из лент, представляющих жанр анимационного байопика, является стремление художников к самоидентификации, самоосознанию, самопознанию и саморефлексии, т. е. обращение автора к себе, к своему внешнему и внутреннему образу. В отличие от автобиографических форм фильмов-воспоминаний или фильмов-дневников, где событийность становится основой повествования, в фильмах-автопортретах повествовательное начало снижено. При их создании используются презентационные стратегии, в них нет временной дистанции по отношению к событию, это всегда действие «здесь и сейчас». Автор фильма-автопортрета стремится не столько рассказывать о себе, сколько представлять себя, свои
Другие или возможные Я. По сравнению с документальным автобиографическим фильмом, анимационный автопортрет — это образ-идея, а не образ-данность. В этой связи фильм-автопортрет рассматривается как коммуникационная форма, в которой диалог осуществляется между Я-воспринимаемым, Я-видимым как Другой и Я-мыслимым, осознающим себя таковым. В основе возникающего диалога лежит конфликтная проблематика, столкновение различных смысловых позиций, направленных на переработку субъектом эмоциональных или интеллектуально значимых содержаний.
В отличие от фильмов-портретов, автопортрет всегда создается для удовлетворения личностных амбиций, желаний и стремлений, поэтому он представляется, с одной стороны, формой оптического нарциссизма, а с другой, оптического эксбиционизма; образ-отражение заменяется образом-гипотезой, изображение создается таким, каким автор хочет себя видеть или видит. Таким образом, основной особенностью фильмов в жанре автопортрета является специфическая форма эмоционально-художественного самоанализа в широком контексте, включающем разветвленную связь отношений автора с историческим, социокультурным и повседневным окружением.
При анализе анимационного автопортрета был использован междисциплинарный подход, который позволил установить связь произведений данной жанровой формы автобайопика с живописной и литературной традициями. В статье выявляются истоки анимационного автопортрета и очерчивается его развитие в исторической перспективе.

Ключевые слова: документальная анимация, автопортрет, автобайопик, автобиографический фильм, фильм-портрет