Размер шрифта: Фон:

УДК 7.036 + 008
ББК 85 + 71.04
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.3-127-144

АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВНА ЮРГЕНЕВА
Государственный институт искусствознания,
Москва, Россия
ORCID: 0000-0002-0465-4728
e-mail: lvovushka@yandex.ru

 

ЖИВОПИСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ СЛОЙ

Аннотация. Развитие цифровых технологий породило совершенно новое восприятие поверхностей, каждая из которых представляется потенциальным экраном. Именно экраном, поскольку на нее может быть транслировано любое изображение, сохраненное на электронном носителе (в памяти телефона, компьютера или на карте памяти фотоаппарата). Оцифровка изображений в высоком разрешении сделала возможным не только глобальное распространение художественной информации, но и погружение шедевров живописи в повседневное бытовое пространство. Работы известных художников активно участвуют в формировании приватного пространства. Они становятся акцентами, которые характеризуют человека, сообщают окружающим о его вкусах и интересах. Точно также они функционируют в виртуальной среде: на персональных страницах и в том контенте, который публикует пользователь, они соседствуют с фотоснимками из повседневной жизни, формируя портрет его личности. По сути, образ человека в социальной сети во многом состоит из визуальных копий. Новая практика репрезентации произведений знаменитых художников в форме иммерсивных выставок также указывает на изменение отношения к понятию копии в современной культуре. Превращенное в цифровую копию живописное произведение меняет свои онтологические характеристики и становится доступно для самых различных трансформаций. Открывается возможность его безграничного тиражирования, фрагментации и анимирования.
В доцифровой период подобные манипуляции были возможны только с текстом. Причем использование таких приемов авторы мультимедийных экспозиций преподносят в качестве необходимых мер, призванных облегчить для современных посетителей процесс восприятия статичных изображений. Предпосылки и отзвуки этих процессов можно найти в саморепрезентации пользователей социальных сетей и технологии трехмерного видеомэппинга. Видеомэппинг предполагает проецирование на поверхности строений (чаще всего обладающих исторической значимостью) изображений, которые могут по-новому интерпретировать их место в мировой культуре и в культуре страны. При этом визуальные эффекты при необходимости создают иллюзию разрушения объектов или полного изменения их облика. Эта технология напрямую указывает на нестабильность любой поверхности в цифровую эпоху. Совокупность этих явлений позволяет говорить о формировании представления о произведении искусства как мультимедийном слое, лишенном привязки к одной единственной поверхности и доступном для различных модификаций.

Ключевые слова: иммерсивные выставки, оцифровка изображений, мэппинг, саморепрезентация, фотография, копия, поверхность, мультимедийные технологии