Размер шрифта: Фон:

УДК 7.036
ББК 85
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.1-173-193

ОЛЕСЯ ВИТАЛЬЕВНА СТРОЕВА,
Институт кино и телевидения (ГИТР),
Москва,
Россия
ORCID: 0000-0002-8554-8053
e-mail: olessia_75@mail.ru
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АРОНИН
Институт кино и телевидения (ГИТР),
Москва, Россия
ORCID: 0000-0001-6984-2124
e-mail: aroninser@gmail.com

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПОД ВЛИЯНИЕМ НОВЫХ ЭКРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Развитие и поиск новых выразительных средств в визуальных искусствах в настоящее время связан с непосредственным влиянием экранных технологий. Изобразительное искусство становится субкатегорией медиакультуры, которая предлагает зрителю сложный и качественный в техническом отношении визуальный продукт. Стремление виртуализировать образы, создавая иммерсивные и интерактивные художественные пространства, обретает все большую актуальность среди художников, развиваясь не только в индивидуальном, но чаще в коллективном творчестве арт-групп, включающих IT инженеров и дизайнеров. По своему содержанию современные арт-проекты часто представляют собой полемику или диалог с традицией с привлечением эстетики поп-культуры и постгуманизма. Многие произведения визуального искусства сегодня представляют собой виртуальные или полувиртуальные перформансы, погружающие зрителя в особую среду образов смешанной реальности. Главной задачей современных инсталляций становится создание нового опыта на границе телесного и виртуального. Переосмысление телесности как антитезы виртуальности разворачивается в проектах активно развивающегося направления современного искусства биоарт. Современный театр также интегрирует экранные технологии в арсенал своих художественных средств. Роль экрана в театре может быть как сугубо технической, облегчающей режиссеру построение визуального текста спектакля, так и семантически ценной и, в некоторой степени, смыслообразующей. Последняя имеет большее значение для театрального процесса, так как несет в себе не только потенциал развития технического оснащения и сценической машинерии театра, но и открывает новое пространство и направление для творчества. Наиболее перспективное использование экрана и проекции в свете синтетических искусств и развития высоких технологий видится в усилении их самостоятельности. Понимание экрана и проекции как самостоятельного художественного звена наряду со сценарием, актерами, сценографией, звуковым решением, световой партитурой является неотъемлемой частью театрального языка в будущем. Авторы статьи приходят к заключению, что в большинстве современных произведений визуального искусства художник фиксирует перестройку и возникновение нового типа эстетического восприятия человека эпохи полионтизма, где образы коллекционируются и генерируются в новом медийном измерении, а также апробируются новые формы взаимодействия зрителя и произведения искусства.

Ключевые слова: современное искусство, новые технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, биоарт, театр, экран