Размер шрифта: Фон:

УДК 78
ББК 85.31
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.1-109-136

НАТАЛИЯ НОВАК
Университет им. Мартина Лютера
Галле-Виттенберг, Германия
ORCID: 0000-0002-2442-6167
e-mail: natalia.nowack@web.de

 

КОНЦЕРТ В (НЕМЕЦКОЙ) ГОСТИНОЙ. К ТЕМЕ О МЕДИАЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. На основе данных по Федеративной Республике Германии в статье рассматриваются меры, предпринимаемые театральными и концертными организациями с целью расширения контингента зрителей за счет освоения виртуального пространства. Известно, что с момента формирования профессии музыканта-исполнителя критики уделяют внимание, в том числе, внешнему виду артиста. Аутентичность облика музыканта является одной из важнейших составляющих концертного ритуала. Предложения ведущих коллективов, таких как Берлинская филармония или Венская государственная опера, по распространению продукции в рамках онлайн-трансляций видятся автору в ключе сохранения «концертности». В таком случае «посещение слушателя на дому» — это не только попытка идти в ногу со временем.
В свете исследований мультимодальности восприятия наличие визуальных раздражителей ведет к повышению его качества, а следовательно, и рейтинга академической музыки в глазах слушателя.
Текст статьи состоит из четырех разделов. За перечислением примеров виртуализации в сфере музыкального искусства следует описание сценариев, предлагаемых известными концертными и театральными коллективами. Сравнительный обзор наиболее интересных с точки зрения автора исследовательских проектов, посвященных зрелищной составляющей восприятия музыки, является центральным элементом статьи.
В выводах затронута тема новых задач, возникающих перед традиционным музыкознанием, в том числе, в рамках исследований исполнительского искусства. В последних явно уже недостаточно опираться на материал, находящийся на физических носителях, т.е. необходимо осваивать новые методы учета.

Ключевые слова: музыкальное искусство, концерт, исполнитель, публика, виртуальность, стриминг, онлайн-трансляции, зрелищность, восприятие музыки, оптические и звуковые раздражители, «кабинетная музыка»