Размер шрифта: Фон:

УДК 74
ББК 85.12
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.1-157-170

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЛЮСЫЙ
Институт кино и телевидения (ГИТР),
Москва, Россия
ORCID: 0000-0002-6201-8498
e-mail: allyus1@gmail.com

 

К ЭКРАНУ ГОЛОВНОГО МОЗГА: САМОДИЗАЙН КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФОРМ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты визуализации мыслительной деятельности в прошлом и ее специфика на современном этапе в контексте визуального и цифрового поворота. Особо проблематизируется репрезентация мыслительной деятельности в кино. Показано, что воплощенный на экране Логос ранее либо висел на кресте, либо застывал в роденовской позе человека отдыхающего, что вступает в противоречие с динамичной природой кино, где смысл заключается в том, чтобы двигаться с максимальной скоростью, с помощью самых современных средств передвижения. В качестве первого шага к изображению самой мысли представлены кунг-фу фильмы, в которых мысль совпадает с движениями, а движения оказываются неотделимы от мысли, поскольку мастер кунг-фу демонстрирует не чувства, а только полеты мысли, которые одновременно являются и движениями тела. В качестве второго этапа выдвинута эпоха «Матрицы», где, по словам С. Жижека, узнает себя практически любая теоретическая концепция. Это показано как воплощение разума в мировой паутине, идеально совпадающей с нелинейной природой мышления.
Исследуется орнаментализация замкнутой в себе мысли, что порождает дизайн без внутреннего смысла. Вскрывается отчуждение истории и рассудка от творческого и мыслительного процесса, что позволяет зримо представить качественный скачок от политической экономии товара к «политической экономии знака», в рамках которой структуры товара и знака взаимно преобразовывали друг друга, делая возможной совместную циркуляцию в качестве единой сущности — товаров-образов, обладающих «знаковой меновой стоимостью».
В результате осмысления интенсивного развития дизайна в постмодернистскую эпоху фундаментального изменения смыслов, значений, ценностей и мировоззрения, а также его роли в современной медиакультуре, автор отмечает, что дизайн, как и экономика в целом, этически нейтрален, что не снимает вопрос об «ответственности форм».
Привлечение области программного обеспечения различных сфер современного бытия, включая дизайн, позволяет соотнести терминологическую пару — апгрейд и даунгрейт с автохтонной российской дихотомией модернизации — традиционализма, что создает плацдарм для дальнейшего философского познания в контексте логики визуального мышления.

Ключевые слова: дизайн, субстанция, разум, функция, строение, медиа, знак, конструирование, визуальность