Размер шрифта: Фон:

UDC/УДК 78.05+791.3
LBC/ББК 85.317 + 85.38
DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.3-10-27

АННА ПИОТРОВСКА,
Институт Mузыковедения в Ягеллонском Университете
Краков, Польша
ORCID: 0000-0003-1510-8682
e-mail: agpiotrowska@interia.pl

 

АНАЛИЗ МУЗЫКИ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СЕРИАЛАХ: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

Аннотация. Рост популярности телевизионных сериалов сочетается с быстрым распространением известности сопровождающей их музыки.
Можно говорить о международном успехе нескольких подобных саундтреков. Исходя из этой ситуации, в статье ставится цель провести академическое исследование музыки телевизионных сериалов, осуществляя анализ с трех взаимообусловленных позиций: по отношению к отдельной серии, к отдельной музыкальной сцене/последовательности сцен, и, наконец, по отношению ко всему сериалу, понимаемому как единое целое. В первом случае анализ носит статистический характер и включает в себя определение времени звучания музыкальных фрагментов относительно длительности серии, фиксацию того, где и когда появляется музыка, как она распределяется внутри серии и т. д. На этом этапе также необходимо обнаружить лейтмотивы (в частности, главный лейтмотив, который обычно звучит в начале каждой серии) и разделить музыкальные фрагменты на диегетические и недиегетические.
Анализируя отдельные музыкальные сцены, мы фокусируемся на их музыкальных решениях, оценивая, насколько они характерны для всего сериала. Третий этап включает попытку взглянуть на музыку каждой из серий как на структурный элемент сериала в целом, а также ответить на вопрос о функциях, которые выполняет музыка в том или ином сериале.
Автор статьи опирается на устоявшиеся традиции исследования киномузыки, используя сложившуюся терминологию, концепции, определения, а также аналитические приемы. При этом теоретические принципы, представленные в статье, разработаны автором и предлагаются к использованию музыковедам и киноведам, а также всем тем, кто интересуется музыкальными и звуковыми аспектами телевизионных сериалов и способен создать свои собственные методологические подходы к исследованию музыки телеэкрана.

Ключевые слова: Киномузыка, сериалы, телевизионная музыка, анализ.