Размер шрифта: Фон:

UDC/УДК 784.6
LBC/ББК 85.364.1 (5ИЗР)
DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.3-28-72

МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА РЫЦАРЕВА,
Бар-Иланский университет,
Рамат-Ган, Израиль
ORCID: 0000-0001-9508-0872
e-mail: ritzam@biu.ac.il

 

ПЕСНИ ЭТОСА, ПАФОСА И ЭТНОСА: ТРИ ПОКОЛЕНИЯ — ЧЕТЫРЕ ПОБЕДЫ ИЗРАИЛЯ НА «ЕВРОВИДЕНИИ» (1978–2018)

Аннотация. В статье анализируются музыкальные и внемузыкальные факторы, которые могли повлиять на четыре победы израильских песен на конкурсе «Евровидение» в 1978, 1979, 1998 и 2018 годах. Рассматриваются социально-исторический и геополитический контексты, особенности визуального ряда, роль фольклорных элементов в музыке.
Отмечена сложная и многоуровневая стратегия в создании песни-шоу «Toy» («Игрушка») в исполнении Нетты Барзилай (2018), строящей самоценный имидж анти-модели и эксплуатирующей такие разнонаправленные явления как интерес к «Евровидению» со стороны квир сообщества и солидарность с жертвами сексуальных домогательств #MeToo. Победа Даны Интернэшнл (1998) рассматривается в контексте кульминации движения ЛГБТ за общественную гласность и признание его как самостоятельного социально-политического движения, получившего поддержку Евросоюза и ставшего влиятельным фактором в возможности присоединения к нему стран на периферии континента.
Основное внимание в статье фокусируется на анализе двух израильских песен, выигравших конкурс «Евровидение» в 1978 (Париж) и 1979 (Иерусалим) годах. Обе песни: «Абаниби» (музыка Нурит Хирш, слова Эхуда Манора, солист Изхар Коэн) и «Аллилуйя» (музыка Коби Ошрат, слова Шитрит Ор, солистка Гали Атари) рассматриваются через парадигму фольклорных элементов («Абаниби») и национально-культурных символов («Аллилуйя).
Автор ссылается на свою теорию о музыкальной вернакулярности, подразделяемой на фило-вернакулярный и онто-вернакулярный типы/функции фольклора. Первое относится главным образом к древнему ритуальному фольклору, унаследованному от предыдущих поколений и связанному с земледельческими обществами, характеризующимися стабильностью; второе применимо к фольклору урбанизированного населения и подразумевает процесс постоянного взаимодействия с популярной музыкой, открытость влияниям и заимствованиям, отделение от ритуала. Соответственно, онто-вернакулярное характеризуется изменчивостью.
«Евровидение», которое является своего рода локусом глобальной культуры, оказывается одновременно и точкой пересечения двух типов вернакулярного. Древние фило-вернакулярные элементы, которые относятся к корневой системе национальной культуры, объединяются с общим, глобальным стилем, создавая онто-вернакулярное как ресурс межкультурной коммуникации и как эстетическое предпочтение. Показывается, как использование элементов обоих типов/функций отражает национальную идентичность стран-участниц международного конкурса песни «Евровидение».

Ключевые слова: Евровидение, израильский фольклор, популярные песни, фило-вернакулярное, онто-вернакулярное.